9
декабря 1989 г. на заседании клуба «Булгар-аль-Джадид»
было принято решение о проведении учредительного
съезда «булгар СССР», который состоялся
в Казани 8-9 июня 1990 г. В работе съезда
приняли участие около 150 делегатов, представлявших
23 «булгарские» организации различных городов
бывшего СССР (Астрахань, Казань, Киев, Магнитогорск,
Москва, Оренбург, Ульяновск и др.). Участники
съезда приняли решение о создании Булгарского
национального конгресса (БНК / Булгар Милли
Меджлесе), утвердили
его устав и программу, а также сформировали
руководящие органы.
30
августа 1997 г. на III съезде БНК было принято
решение о переименовании организации в Политическое
общественное движение «Болгарский национальный
конгресс».
30
июня 1994 г. организация была зарегистрирована
Министерством юстиции РТ как Булгарский
национальный конгресс (№ 114). 4 сентября
1998 г. она была перерегистрирована Государственной
регистрационной палатой при Министерстве
юстиции РТ как Политическое общественное
движение «Болгарский национальный конгресс».
Первая
программа БНК была принята на учредительном
съезде движения 8-9 июня 1990 г. В последующее
время на ее основе была разработана вторая
программа, которая была принята на III съезде
БНК 30 августа 1997 г. Главной политической
целью БНК является возвращение так называемых
«татар» к использованию своего «исконного»
этнонима «болгары», возрождение «болгарского»
национального самосознания и «Болгарского
государства» в регионе Поволжья и
Приуралья.
Следует
отметить, что, пропагандируя «булгарлык»
(«булгарство»),
члены клуба «Булгар-аль-Джадид»
и БНК способствовали восстановлению в исторической
памяти народа имен «забытых» булгарских
исторических деятелей. Прежде всего, это
касается таких личностей, как отец и сын
Багаутдин и Гайнан
Ваисовы, выступавших во второй половине XIX – начале XX вв.
с идеей возрождения независимого «булгарского»
государства на Волге, Гаяза Исхаки и др.
Идеологи
«Булгар-аль-Джадид»
и БНК заявляют, что практика применения
этнонима «татары» «является политикой всестороннего
ослабления нации, политикой ее разделения
на мелкие части». Тот факт, что созданная
в 1920 г. автономная республика была названа
«Татарской», «Булгар-аль-Джадид» и БНК считают глубокой исторической и политической
ошибкой, совершенной под давлением И.В.
Сталина (в то время нарком по делам национальностей)
и его «приспешников»
из числа «служилых татар» (М.Х. Султан-Галиев).
Причем, по их мнению, «сегодняшний политический
режим в РТ, следуя традициям большевизма,
всеми средствами поддерживает татаризм,
фактически возвел его в ранг государственной
идеологии, не подлежащей критике».
Исламские
ценности, хотя и признаются в качестве важнейших
основ укрепления «булгарского» национального
самосознания, тем не менее, идеологи «Булгар-аль-Джадид»
и БНК, в отличие от своих духовных предшественников,
особо не акцентируют на них своего внимания.
Гораздо большее внимание уделяется вопросам
сохранения национального языка, литературы,
искусства, исторической науки. В этой связи
они считают более целесообразным в течение
15-20 лет осуществить «возврат к арабской
графике, открывающей каждому доступ не только
к Корану и исламской культуре, но и болгарским
литературным и историческим первоисточникам,
копившимся в течение более чем тысячелетия».
В
современных условиях в связи со снижением
активности БНК, инициатива вернулась к клубу
«Булгар-аль-Джадид»
и новому булгарскому движению - СОБОР (Совещательный
орган булгарских организаций России).